Марлен Шпиндлер получил образование в художественной студии при «Мосфильме» (1947−1951), а с 1954 по 1972 год работал художником-оформителем на Комбинате декоративно-прикладного искусства («Промграфика»). Именно здесь его глубокий интерес к семиотике и сакральным символам неожиданно нашёл практическое применение, сделав Шпиндлера одним из лучших графических дизайнеров своего времени, мастером ёмкого визуального высказывания. Несмотря на замкнутый характер, он был последовательным участником ключевых выставок нонконформистского искусства: в 1962 году — выставки студии Э. Белютина на Таганке, в 1974-м — на Большой Грузинской, в 1975-м — в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ, а позднее — в масштабных проектах Государственной Третьяковской галереи «Другое искусство» (1990) и «Нонконформисты — второй русский авангард» (1996).

Философия творчества Марлена Павловича представляла собой диалектическое единство двух, на первый взгляд, противоречащих начал. С одной стороны, он декларировал и воплощал в живописи принцип абсолютной спонтанности, стремясь, по его собственным словам, «делать все сразу, „на лету“, так, чтобы всё выходило чисто, без труда». Этот импульсивный, почти медитативный жест рождал работы, сообщающие зрителю ощущение внутренней свободы и лёгкости. С другой стороны, этому немедленному высказыванию предшествовал глубокий, осознанный и трудоёмкий поиск аутентичных материалов. Художник зачастую самостоятельно изготавливал темперу из природных пигментов, в качестве основы часто выбирал грубую мешковину. Таким образом, мгновенность художественного жеста была не следствием случайности, а тщательно подготовленным актом, где материальная основа картины становилась сакральным фундаментом для спонтанного импульса.
Марлен Павлович Шпиндлер
Шпиндлер Марлен Павлович
15.03.1931 — 18.05.2003
Работы автора